Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/85"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
сомнения уже только в своей душе, боясь выслушивать
их от кого-либо другого, и просто из чувства противоречия
не желая веровать в то, что Христос есть проповедуемый
Единородный Сын Божий и Бог, через Которого создано
все. Итак, если они склонны привлекать в качестве свиде-
тельств различные предания, то почему они не выбирают
те, которые превосходят все прочие такой ясностью? А
если и избирают Писания, то почему не Евангельские,
которые возвышаются над другими своим столь великим
значением? Мы, например, относительно их богов доверяем
тому, что содержится как в их древнейших писаниях, так
и в наиболее распространенных рассказах. Но если их
боги должны возбуждать почтение к себе, то почему они
осмеиваются в их же театрах? А если они должны быть
осмеиваемы, то тем более заслуживают осмеяния те, ко-
торые поклоняются им в храмах. Остается, чтобы они
сами пожелали быть свидетелями о Христе, — они,
лишившие сами себя возможности знать то, о чем говорят,
и говоря о том, чего не знают. А если они говорят, что
у них есть некие книги, будто бы написанные Им, то
пусть продадут их нам. Несомненно, что они — самые
полезные и спасительные, потому что их написал вели-
чайший, как они сами это признают, мудрец. Если же
они боятся обнародовать эти книги, то несомненно, что
они дурны; но если они дурны, то их написал не самый
мудрый человек; но они исповедуют, что Христос есть
величайший мудрец. Отсюда следует, что не Христос
написал подобное.
Глава IX
14. Но они столь неразумны, что утверждают, будто
бы в тех книгах, которые по их мнению написал Он,
содержатся описания тех незамысловатых приемов, с по-
мощью которых (как утверждают они) Он совершал чудеса,
поразившие всех и повсюду. Однако, думая так, они
выдают сами себя относительно того, что они любят и
чем восхищаются: они признают Христа мудрейшим потому,
что будто бы Он знал нечто непозволительное, что по
83