Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ибо повествователь начинает свою речь с первосвященника
Захарии; там же напоминается о родстве Марии и Елиза-
веты; там же повествуется об исполнении над младенцем
Христом первого священнодействия. И еще можно привести
немало примеров того, что Лука обращает внимание прежде
всего на то, что связано со священничеством. Таким
образом Марк, не имевший в виду повествовать ни о
царственном роде, ни о священническом родстве и слу-
жении, и тем не менее оказывающийся занятым тем, что
Христос совершал как человек, из четырех вышеназванных
образов, по-видимому, мог быть обозначен только образом
человека. Но эти три: человек, лев и телец, живут на
земле, и именно три названные евангелиста заняты преиму-
щественно тем, что Христос совершал во плоти и теми
заповедями, которые Он преподал носящим плоть для
благочестивого провождения смертной жизни. Иоанн же
парит, как орел, над мраком человеческой немощи и
созерцает свет неизменной истины острейшими и силь-
нейшими своими очами.
Глава VII
10. Этих четырех святых возниц Господа, с помощью
которых живущий по всему миру народ стремится под-
чиниться бремени Его приятному и игу легкому, —
некоторые преследуют клеветой или вследствие нечестивой
суетности, или из-за неопытности и неразумия, чтобы
подорвать веру в несомненно истинное повествование тех,
благодаря которым христианское учение, распространенное
по всему свету, достигло такой плодотворности, что не-
верующие люди уже едва только шепотом осмеливаются
произносить свою хулу, ибо и они подавлены обращением
язычников и благочестием всех народов. Но так как они
своими клеветническими рассуждениями или замедляют
некоторых в принятии веры, или смущают иных уже
верующих, возбуждая насколько возможно их сомнения;
а с другой стороны, так как некоторые наши братья,
движимые спасительною верой, желают знать, что следует
80