Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
равен Отцу, и стремился тщательно изобразить именно
это. Таким образом, он устремился гораздо выше первых
трех, так что когда видишь тех вращающимися как бы
на земле с Христом как человеком, этот, превзойдя пределы
туманов, плотно облегающих землю, вознесся к чистому
небу, откуда с проницательной и крепкой ^остротой ума
созерцал в начале Слово, Бога у Бога, Которым создано
было все, и возвестил, что Оно стало плотью, чтобы
обитать среди нас (Иоан. I, 1, 3, 14); что Оно приняло
плоть, но не изменилось во плоти. Если бы восприятие
плоти совершилось без сохранения неизменности божест-
венной природы, то не было бы сказано: "Я и Отец —
одно" (Иоан, X, 30), ибо Отец и плоть не суть одно. И
это свидетельство Господа о Себе приводит один только
Иоанн, равно как и следующие: "Видевший Меня видел
Отца; Я в Отце и Отец во Мне" (Иоан. XIV, 9, 10); "Да
будут едино, как Мы едино" (Иоан. XVII, 22); "Что творит
Он, то и Сын творит также" (Иоан. V, 19). И если мы
знаем еще что-либо подобное, столь достоверно указыва-
ющее нам на божество Христа, по которому Он равен
Отцу, то и это сообщил в своем Евангелии Иоанн; ведь
не случайно же именно он возлежал у груди Иисуса во
время вечери Его (Иоан. XIII, 23), тем самым как бы
более изобильно и ближайшим образом вкушая таинство
божества.
Глава V
8. Две силы вложены в душу человека: одна — дея-
тельная, другая — созерцательная; первая сообщает дви-
жение, вторая позволяет постигать; первой действуют,
чтобы очистить сердце для созерцания Бога, второю осво-
бождаются и созерцают; первая — в предписаниях и
законах этой временной жизни, вторая — в учении о
жизни вечной; первая действует, вторая пребывает в покое,
ибо первая проявляется в очищении грешников, а вторая
— в просвещении очищенных; по той же причине в этой
смертной жизни первая обнаруживается в делах доброго
поведения, а вторая преимущественно в вере. Эти две
78