Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/8"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
— молятся. А так как надежда и любовь не могут быть
без веры, то, тем самым, и вера — молится. Поэтому,
конечно, и сказано: "как призывать Того, в Кого не
уверовали?"
8. Нельзя надеяться на то, во что не веришь. Верить
же можно и в то, на что не надеешься. Кто*из верующих
не верит в наказание нечестивых? Однако же не надеется;
и кто бы ни верил в то, что это наказание ему угрожает,
кто бы ни содрогался от мимолетного душевного волнения,
о нем правильнее сказать, что он боится, нежели, что
надеется. Некто, различая эти два состояния, говорит: "да
не позволено будет боящемуся надеяться" (Лукан. Pharsalia,
кн. 2). Другим же поэтом, хотя и в переносном смысле,
но было сказано еще лучше: "если бы я мог так надеяться
на это мучение" (Вергилий. Энеида, кн. 4). Наконец,
некоторые используют это слово в грамматике в качестве
примера, как указание на оборот речи с переносным
смыслом, и говорят: "он сказал "надеяться" вместо "бо-
яться". Итак, существует вера и в дурное, и в хорошее,
так как и то, и другое может быть предметом веры; сама
же вера — добрая, а не дурная. Существует также вера
и в прошедшее, и в настоящее, и в будущее. Мы верим,
что Христос умер, это — прошедшее; верим, что сидит
Он одесную Отца, это — настоящее; верим, что прийдет
Он для суда, это — будущее. Далее, бывает вера и в
свое, и в чужое. Каждый верит, что он некогда начал
существовать и не был, во всяком случае, вечным, т. е.
верит, что имеет начало во времени, и то же относительно
всех прочих, да и вообще, всего сущего. Кроме того, мы
верим не только в то, что касается людей, но и во многое
из того, что относится к ангелам. Надеяться же можно
только на доброе, только на будущее и только на того,
кого считают способным эту надежду оправдать. Поэтому
веру следует отличать от надежды как по различию на-
званий, так и по смыслу. Ведь, что касается недоступности
предметов веры и надежды непосредственному созерцанию,
то она одинакова у тех и у других. В послании к Евреям,
каковым свидетельством пользуются славные защитники
католической веры, вера определяется так: "вера есть...
6