Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/79"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и сыном Авраама, — и которого Матфей и Лука упоминают
оба, — первый, говоря о Его происхождении по нисходящей
линии через Соломона от Давида, а второй, возводя Его
к Давиду через Нафана, — хотя и был царем, однако
представлял и лицо священника, когда съел хлебы пред-
ложения, которые позволительно было вкушать одним
только священникам (I Цар. XXI, 6; Мф. XII, 3). Следует
также отметить, что только один Лука говорит о том, что
Мариам, слышавшая благовестие от ангела, была родствен-
ницей Елизаветы, жены священника Захарии. Он также
пишет, что Елизавета была дочерью Аарона, т. е. что За-
хария имел жену из колена священников (Лук. I, 36, 5).
6. Итак, когда Матфей акцентирует внимание на цар-
ственное значение Иисуса Христа, а Лука — на свя-
щенническое, то в обоих случаях речь идет о человечестве
Христа, ибо Христос был поставлен Царем и Священником
как человек, так как Ему дал Бог престол Давида, отца
Его, дабы царство Его не имело конца (Лук. I, 32, 33),
и чтобы человек Христос был посредником между Богом
и людьми, ходатайствуя за нас (I Тим. II, 5). Но Лука
не имел такого же сокращателя, как Матфей в лице Марка.
И это, может быть, тоже не без некоторого таинственного
значения, ибо царственным лицам не свойственно быть
без свиты; поэтому взявший на себя изображение царст-
венной личности Христа также имел как бы присо-
единившегося к нему спутника, который следовал по его
стопам. А так как первосвященник только один входил
во святая святых, то Лука, внимание которого сосредо-
точилось вокруг священства, не имел как бы следовавшего
за собой союзника, который сократил бы до некоторой
степени его повествование.
Глава IV
7. Но три вышеназванные евангелиста останавливались
преимущественно на тех деяниях, которые Христос совер-
шал в человеческой плоти, Иоанн же сосредоточил свое
внимание на божественности Господа, по которой Он
77