Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/77"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
св. книг; и это не потому, что в силу их нечестия их
рассказам не должно было верить вообще, но потому, что
они внесли в свои писания нечто ложное, осуждаемое
вселенским и апостольским правилом веры и истинным
учением.
Глава II
3. Таким образом, четыре евангелиста, известные во
всем мире, — и, может быть, потому-то и четыре, что
есть четыре стороны света, по которым повсеместно рас-
пространяется Церковь Христова, — некоторым образом
самим священным значением своего числа ясно показали,
что писали они в следующем, как представляется, порядке:
сперва — Матфей, затем — Марк, далее — Лука, и,
наконец, Иоанн. Поэтому у них был один порядок приобре-
тения познания и проповедания, а другой — писания. В
самом деле, в познании и проповедании первыми были,
конечно, те, которые следовали за Господом, бывшим в
плоти, слышали Его слова, видели Его дела и Его устами
были посланы на благовестие. Но в написании Евангелия,
каковое, — как должно веровать, — было велено сделать
свыше, из числа тех, которых Господь избрал перед
страданием, первое и последнее место занимают только
два, именно: первое — Матфей, а последнее — Иоанн;
так что остальные два, не бывшие в их числе, а только
следовавшие между ними за проповедавшим Христом,
должны были находиться как бы в объятиях, как их сыны,
и потому в этом месте они поставлены посередине и как
бы стеною защищены с той и другой стороны.
4. Но из этих четырех только один Матфей, как передает
древнее сказание, писал на арамейском языке, а остальные
— на греческом. И хотя каждый из них, по-видимому,
держался своего способа повествования, однако же все
они не желали писать так, как-будто ничего не знали о
предшественниках, пропуская как неизвестное то, что
другие прежде уже записали, но присоединяли к написан-
ному и свой личный труд, насколько каждый в отдельности
получил на то откровение. Ибо Матфей постарался изоб-
75