Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/751"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Особенности эти, следовательно, умерялись и сдерживались
общими вселенско-христианскими началами, на почве ко-
торых утверждалось и поддерживалось всемирное христиан-
% ское единение. Благодетельное, спасительное действие этих
начал выражалось и в повседневной жизни церквей, и в
творениях христианских мыслителей; оно выразилось и в
учении Августина. Латинский элемент этого учения умерен
и сдержан не только огромным богатством христианских
идей, которое оно в себе заключает, но и глубоко хрис-
тианским личным настроением.
Глубоко религиозный гений Августина, как мы видели,
восставал и возмущался против насилия: он пламенно
желал свободы и должен был ратовать за систему, осно-
ванную на подавлении свободы и насилии. Система эта
не была его личным измышлением, — она была навязана
ему историей. Он боролся с ней, и борьба эта выразилась
во множестве колебаний, непоследовательностей и субъ-
ективных противоречий. И в конце концов эта объективно-
историческая сила сломила и покорила его, принудила его
войти в рамки латинской системы и против воли сделала
ее отцом и насадителем.
Конечно, Августин не был только апологетом латинства:
он, кроме того, увековечил свое христианское настроение
в чудном, бессмертном изображении. Особенность этого
религиозного настроения такова, что не укладывается в
какие бы то ни было рамки системы. Религиозная жизнь
личности для Августина есть прежде всего интимное,
непосредственное отношение человека к Богу, которое
характеризуется словами "жить в Боге", "прилепляться к
Богу". Августин изобразил в своей "Исповеди" процесс
религиозного искания, которое находит успокоение лишь
в совершенной уверенности в обладании Богом. Пламенная
любовь к Богу при глубоком сознании своей человеческой
греховности, доверие к Нему и надежда на прощение —
таковы основные мотивы этого настроения, глубоко рели-
гиозного и глубоко христианского.
Но этот христианский элемент личного настроения
Августина не вполне гармонирует с его системой, частично
же находится в прямом противоречии и борьбе с нею. В
749