Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/744"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
На глазах Августина за обращение еретиков действитель-
но взялось государство, и взялось с успехом. За Карфа-
генским собором 404 г. (и по ходатайству самого собора,
где либеральное мнение Августина не восторжествовало)
последовали суровые эдикты императора Гонория, коими
начиналось настоящее гонение донатистов? И вот, под
влиянием этих принудительных мер, донатисты стали мас-
сово переходить в господствующую церковь. "Мы видим,
что не те или другие лица, но целые города прежде были
донатистскими, теперь же стали католическими, — пишет
Августин в 408 г., —они ненавидят дьявольское разделение
и пламенно любят единство"; они "стали католическими
вследствие императорских законов". Под влиянием этих
событий Августин отрекается от своего прежнего мнения,
опровергая сам в 408 г. то, что он еще проповедовал в
404-ом. Несостоятельность этого пережитого им мнения,
говорит он, изобличается теперь уже не спорами против-
ников, а самими фактами, живыми примерами. Так, город
Гиппон, в котором Августин был епископом и который
до названных эдиктов был почти всецело донатистским,
стал почти целиком обращен ими в католичество.
Августин был в гораздо большей степени апологетом
объективной исторической системы, чем проповедником
своих личных религиозных воззрений. Единство всемирной
Божественной организации было его идеалом; и вот, на
его глазах, оно осуществлялось путем принуждения и
насилия. Теперь уже он видит в принудительных светских
мерах против еретиков факт необходимый, провиденциаль-
ный. Действие Божества на нашу извращенную природу
неизбежно должно быть насильственным. "Кто может
любить нас больше, чем Бог! — восклицает Августин, —
и однако Он не перестает не только учить нас с благостью,
но и устрашать нас с пользою". Сам Бог употребляет
принуждение, что видно из примера апостола Павла,
"который был вынужден к познанию и обладанию истиной
великим насилием Христа". Бог предписывает насилие,
как это видно из притчи о домохозяине, который, посылая
раба созывать гостей на ужин, говорит ему: "принуждай
их войти" (Ев. Луки XIV, 23). В виду смешения порядка
742