Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ловеческий. Понятие всемирного божественного закона,
осуществляющегося во всем и подчиняющего себе все,
есть действительно центральное понятие миросозерцания
Августина, как это будет нами показано ниже.
Против манихеев, делящих вселенную на два царства,
он отстаивает принцип божественного единовластия в
космическом порядке. Но что же служит здесь высшим
выражением божественной власти? Закон, которым Бог от
века все упорядочивает, единый порядок, которым Он все
нормирует, а не любовь, которой Он все к Себе притягивает
и все с Собой примиряет. Единый порядок — высшее
проявление божественной власти, начало и конец всего
сущего. С точки зрения теодицеи Августина, страдание и
радость отдельных тварей, их спасение или гибель — факт
безразличный, так как сотворенное существо не в состоянии
нарушить порядок мироздания. Торжество закона равно
выражается как в победе добра, так и в наказании зла;
более того, зло — необходимая антитеза добру, ибо через
него, как через тень на картине, лишь резче и рельефней
проявляется свет. Христианский принцип божественной
любви, для которой дорого всякое создание, отнюдь не
центральная идея учения Августина. Верховный принцип
у него не любовь, но порядок, закон, берегущий тех, кто
его исполняет, и карающий тех, кто ему противится.
Любовь с этой точки зрения не есть вообще отношение
Бога к твари, а лишь частичное проявление вечного
божественного порядка. Характерно отношение Августина
к тайне боговоплощения. Этот центральный принцип
христианства рассматривается им только как один из
моментов мирового порядка. Вочеловечивание Бога не есть
абсолютная цель, но лишь средство восстановления закона,
нарушенного грехом человека. Цель его не в нем самом,
а, отчасти, в удовлетворении божественной справедливости,
отчасти же — в воспитании рода человеческого, способного
воспринимать божественный порядок только в чувственной
форме. Таким образом, главнейший принцип христианства
у Августина низводится до уровня частного инцидента,
вызванного грехом человека. Против дуализма манихеев
он выдвинул латинский теократический принцип, как
740