Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в воскресении плоти. Первое из этих четырех состояний
есть состояние до закона, второе — под законом, третье
— под благодатью, четвертое — в полном и совершенном
мире. По таким периодам времени распределен был и
народ Божий, как было угодно Богу, расположившему все
мерою, числом и весом (Прем. XII, 21)., Сначала он
существовал до закона, потом был под законом, данным
через Моисея (Иоан. I, 17), потом — под благодатью,
открытой первым пришествием Ходатая. Эта благодать не
отсутствовала и прежде у тех, кому нужно было подавать
ее, хотя сообразно с распределением времени — потаенная
и скрытая. Ибо никто из древних праведников не мог
достигнуть спасения без веры во Христа, или же если и
им Он не был известен, то нам мог быть предуказываем
через служение их то более ясно, то более прикровенно.
119. В каком из этим четырех как бы возрастов благодать
возрождения застанет известного человека, тогда ему и
отпускаются все прошлые грехи, и виновность, приобре-
тенная вместе с рождением, снимается возрождением. И
такое большое значение имеет то, что "Дух дышет, где
хочет" (Иоан. III, 8), что некоторые не узнают того второго
рабства под законом, но одновременно с заповедью начи-
нают иметь божественную помощь.
120. Прежде чем человек может стать способным вос-
принимать заповедь, он необходимо живет сообразно с
плотью; но если он уже омыт таинством возрождения, то
ничего не теряет, если и теперь отойдет из этой жизни.
"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, чтобы влады-
чествовать и над живыми, и над мертвыми" (Рим. XIV,
9); и не будет держать царство смерти того, за кого умер
Он, свободный среди мертвых (Пс. LXXXVIII, 6).
121. Итак, все божественное учение направляется к
любви, о которой апостол говорит: "цель же назидания
есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и
нелицемерной веры" (I Тим. I, 5). Итак, цель всякой
заповеди есть любовь, то есть всякая заповедь направляется
к любви. Если же или из страха наказания, или по
какому-нибудь плотскому побуждению бывает так, что она
(заповедь) не направляется к той любви, которую изливает
72