Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/739"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Пелагия, которая исходит из предположения умозритель-
ного, из отвлеченного понятия человеческой личности
абсолютно свободной, какая в опыте никогда не была
наблюдаема. За Августином стоит весь исторический опыт
тогдашнего общества, мучительно испытавшего свое бес-
силие. Он верит в силу Божию, которая совершается в
смирении человеческой воли; он проникнут тем убеж-
дением, что человек не может выслужить своего спасения
и проповедует спасение даром, актом милости и благодати
Божией, безо всяких предшествовавших заслуг человека.
Сами так называемые заслуги, которыми мы кичимся, суть
лишь результат этого дара Божия, без которого невозможно
никакое движение нашей воли к добру. Бог не только
дает нам заповедь, но движет нашей волей, чтобы мы
исполнили заповедь. Это отношение человеческой воли к
благодати как нельзя более ярко выражается в знаменитой
молитве Августина, соблазнившей Пелагия: "Дай нам то,
что Ты повелишь, и повели то, что Ты хочешь1'. Не
только наши дела, сама вера наша, как в развитии своем,
так и в своем начале, есть дело благодати. "Бог чудесным
образом действует на наши сердца, чтобы мы верили".
Он дает нам не только силу творить добро, но производит
в нас и само желание добра. Он предупреждает нашу
волю в ее движении к добру. Мы нуждаемся в помощи
благодати в каждом нашем благом действии и без нее не
делаем ничего доброго. Она ведет нас от колыбели до
могилы, простираясь на каждый шаг нашей духовной
жизни, просвещает ум и сердце наше изнутри, назидает
нас и помогает нам извне, предшествует нашей духовной
жизни и следует за ней в процессе постепенного нашего
духовного роста. Это влияние благодати не исчерпывается
никакими внешними проявлениями, будучи по существу
таинственным, мистическим. Под благодатью Августин по-
нимает в сущности тот таинственный акт, в котором Бог
сообщает себя человеку, действие нераздельной Троицы
на ум и волю человека; ибо Отец наставляет и учит нас
изнутри, чтобы мы пришли к Сыну и исполнились Духа
и любви. Это благодатное действие не есть отношение
между Богом и одинокой личностью, а действие по своей
737