Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/730"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
смешанным обществом. Одним словом, церковь земная,
видимая по отношению к церкви идеальной, церкви бу-
дущего века, — есть лишь недостроенное здание. Блюс-
титель единства этого здания есть римский епископ, в
порядке непрерывного преемства связанный с верховным
апостолом св. Петром; и церковь антиримская, как община
донатистов, по этому самому на есть церковь истинная,
вселенская. Таковы мысли, высказанные и развитые бла-
женным Августином против донатистов.
Если, таким образом, донатисты, при всем своем от-
личии от манихеев, сходятся с ними в том, что выступают
против принципа божественной вселенской организации,
манихеи в порядке космическом, а донатисты — в порядке
социальном, то апологетическая задача против тех и других
в сущности одна и та же, и полемика с донатистами лишь
продолжает то, что начато в полемике с манихеями:
раскрытие теократической идеи западного христианства.
Против манихеев Августин отстаивает боговластие, как
закон вселенной. Против донатистов он отстаивает земную
церковь, как земное осуществление этого вечного архитек-
турного плана в человеческом обществе, как временную,
несовершенную форму боговластия.
ш
Неизмеримо важнее двух предыдущих третья стадия
апологетической деятельности Августина, — его борьба с
пелагианством. Ибо если с манихеями шел спор о единстве
вселенной, а с донатистами — о единстве церкви, то
пелагиане подымают вопрос о самом принципе внутренней,
религиозной жизни личности и социальной жизни церкви,
— о благодати. Вопрос об отношении благодати к чело-
веческой природе и свободе есть вопрос о самом существе
церкви, ибо церковь, согласно ее собственному учению
— союз свободных личностей, объединенных и организо-
ванных в одно социальное тело благодатью. Следовательно,
вся совокупность ее учреждений и таинств, вся ее социаль-
728