Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
однако может случиться и так, что он не будет любить
то, без чего нельзя достигнуть предмета надежды. Например,
если будет надеяться на вечную жизнь (кто ее не любит?)
и не будет любить праведность, без которой никто не
достигает ее. Вера же во Христа, заповедуемая апостолом,
есть такая вера, которая действует любовью (Гал. V, 6);
а чего в любви еще не имеет, то просит, чтобы получить,
ищет, чтобы найти, стучит, чтобы открыли ей (Мф. VII,
7). Потому что вера вымаливает то, что закон требует.
Без дара Божьего, то есть без Духа Святого, которым
изливается любовь в сердца наши (Рим. V, 5), закон будет
в состоянии повелевать, но не помогать и, кроме того,
делать изменником того, кто по неведению не может
оправдаться. Ибо где нет любви Божьей, там царствует
плотская похоть.
118. Когда в глубочайшем мраке неведенья, не встречая
никакого противодействия со стороны разума, живут по
влечению плоти, это — первое состояние человека. Потом,
когда через закон произойдет познание греха, если не
помогает пока еще Божественный Дух, желающий жить
по закону побеждается, и, зная, грешит, и, порабощенный,
служит греху: "ибо кто кем побежден, тот тому и раб"
(II Пет. 11, 19), так как познание заповеди приводит к
тому, что грех производит в человеке всякую похоть, а
она влечет за собою целый ряд преступлений, и так
исполняется то, что написано: "закон пришел после, чтобы
умножилось прегрешение" (Рим. V, 20). Это — второе
состояние человека. Если же Бог призрит на веру в помощь
Его для исполнения заповеданного Им, и человек начнет
водится Духом Божиим, тогда более твердой силой любви
желают противного плоти (Гал. V, 17), так что, хотя,
вследствие сохранения еще слабости, остается то, что в
человеке противоборствует ему самому, однако праведник
живет верою и живет праведно (Рим. I, 17), поскольку,
побуждаемый сладостью праведности, не уступает злой
похоти. Это —третье состояние, состояние благой надежды
человека. Если каждый, стойко пребывая в нем, преуспевает
в благочестии, в конце концов настает мир, который после
этой жизни восполнится в спокойствии духа, а потом и
71