Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
для того времени, когда, в виду растущих и прибли-
жающихся волн варварских нашествий, существование
общества и личности висит на волоске, подвергаясь
ежеминутной опасности. В виду указанных нами особен-
% ностей донатистского движения, задача апологета церкви
заключается, во-первых, в том, чтобы отстоять принцип
единства церкви и ее вселенской организации, существу-
ющей объективно и спасительной независимо от субъ-
ективного совершенства священослужителей. Во-вторых, он
должен указать отличие церкви в ее видимой, земной
действительности от ее вечного идеала. В виду строящегося
на его глазах здания града Божия, он должен восстать
против учения, утверждающего, что оно уже построено; в
строении видимой церкви он должен распознать и указать
невыполненный еще, но постепенно осуществляющийся
идеальный архитектурный план. В-третьих, так как на
Западе принцип единства представляется римской цер-
ковью, — западный апологет христианского церковного
единства есть волей-неволей апологет единства римского,
— каковы бы ни были его личные симпатии или антипатии.
В качестве апологета, он не столько строитель, сколько
зритель строящегося здания: он не предлагает свой архитек-
турный план, а защищает тот, который на его глазах
осуществляется в действительности.
Таков именно характер антидонатистской апологетичес-
кой деятельности Августина. Спасение личности и общества
— в объективном единстве церкви, которая не зависит
от личной святости ее членов. Церковь не может быть
осквернена пороками своих святителей; в несовершенном,
земном своем состоянии она не есть общество святых.
Напротив, согласно Евангелию церковь земная есть сеть,
улавливающая в себя множество разного рода рыб,—
добрых и злых; поле, на котором плевелы растут рядом
с пшеницей. Она включает в себя многих, которым не
суждено войти в царствие будущего века, и не включает
в себя многих таких, которые имеют в нее войти и
спастись. Она есть общество святых в идее грядущего
царствия, но до страшного суда Божия пшеница не может
быть отделена от плевелов, и церковь земная остается
727