Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/727"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
таинства, и единство ее утратило свою спасительную силу.
Всего характернее то, что истинная церковь для донатистов,
церковь святых и мучеников, совпадает с территориальными
пределами их африканской общины, в противовес опо-
рочившей себя предательством "церкви заморской", как
они называли вселенскую церковь. Учение это таким
образом является выражением не личного самомнения
донатистских епископов, а прежде всего — национального
высокомерия донатистской африканской общины. Путем
предвзятого толкования св. Писания, донатисты пытались
доказать, что все пророчества о церкви касались Африки,
что именно африканцы суть избранный народ-богоносец.
Поэтому-то африканская, т. е. донатистская церковь —
это такая церковь, какая она и должна быть. Церковный
идеал для них совпадает с действительностью, и видимая
земная церковь (т. е. африканская донатистская община)
представляется совершенным его осуществлением. Все это
указывает на то, что на самом деле под этими до-
гматическими формулами скрывается протест пунического
национализма против церкви, не связанной исключительно
с какой бы то ни было народностью, против церкви
вселенской. Отрицание донатистов направлено именно про-
тив принципа вселенской организации церкви, существу-
ющей объективно, независимо от совершенства и досто-
инства лиц, ее представляющих: они выступают прежде
всего против универсального идеала церкви, который не
исчерпывается никакими видимыми внешними проявле-
ниями, не совпадает с церковью в ее временном земном
состоянии.
Само собой разумеется, что в виду той тесной связи
и того особого отношения, которое в то время установилось
между церковью и государством в Западной империи,
донатистский раскол был движением столь же антигосу-
дарственным, сколь и антицерковным. Понятно, что за-
падные императоры, искавшие в церкви спасения от собст-
венной слабости, предпочли соединиться с той церковью,
которая сама была обоснована прочнее. За невозможностью
построить и укрепить государство на шатком основании
пунических добродетелей донатистских священников, они
725