Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
если так можно выразиться, микроскопического. Рассмат-
ривая в лупу любое учение, мы всегда рискуем потеряться
в деталях; преувеличивая значение отдельных противоречий,
% мы никогда не будем в состоянии понять в нем единство
целого. Это в особенности верно относительно целого
столь великого и обширного, как учение Августина. Чтобы
понять его единство, чтобы охватить его одним взглядом,
надо отойти от него на расстояние и постараться понять
его, как звено всемирно-исторического процесса. Тогда
только у нас перестанет рябить в глазах от множества
разнородных элементов, входящих в состав занимающего
нас учения, и мы увидим в нем единство мысли и плана.
II
При всей своей разнородности, противники блаженного
Августина стоят на общей исторической почве и сходятся
между собою если не в том, что они утверждают, то по
крайней мере в том, что они отрицают. Все они в той
или другой форме восстают против идеала единой божес-
твенной организации вселенной и человеческого общества,
все они так или иначе суть враги христианского теок-
ратического идеала, хотя и нападают на него с разных
сторон.
С точки зрения манихейского учения, как мы уже
указывали в предыдущем разделе, мир не есть создание
единого принципа, а двух богов. Мир — не единый храм
единого Бога, не единое Его царство, а порождение двух
враждующих царств. В основе вселенной нет единого
архитектурного принципа, нет единой организации. В мире
вечно властвует не только Бог, но и сатана.
Задача христианского апологета против манихеев за-
ключается в том, чтобы показать единство организации
вселенной, единство мирового порядка, представить мир
как единое целое, подчиненное власти единого Бога.
Против учения, разделяющего мир между двумя царствами,
требуется показать, что единый Бог вечно царствует. Архи-
тектурное единство вселенной, мир, как осуществление
723