Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/723"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
противников, по мнению этих исследователей, великий
апологет руководствовался различными интересами, меняя
каждый раз точку зрения. Кроме того, в качестве апологета
% церковной практики, он часто вынужден был защищать
и отстаивать действующие в церкви обычаи и принципы,
хотя бы они и противоречили его субъективному рели-
гиозному настроению. Отсюда множество противоречий в
его учении, отсутствие в нем какой бы то ни было
цельности и единства. Например, учение о свободе воли,
развитое им против пелагиан, противоречит тому, что он
учил о том же предмете против манихеев. Его антипелг гиан-
ское учение о благодати находится в таком же противоречии
с учением о церкви, которое он развил против донатистов.
Мы должны признать здесь вместе с названными не-
мецкими историками, что противоречий у Августина дейст-
вительно немало. Мы не только не намерены их сглаживать,
но постараемся познакомить с ними читателя. Несомненно
также и то, что учение Августина не может быть изложено
и рассмотрено как философская система, хотя в нем и
присутствует сильный философский элемент. Между фило-
софом и апологетом всегда существует та великая разница,
что философ строит свою собственную систему, тогда как
апологет является защитником миросозерцания, независимо
от него существующего и развивающегося, до него истори-
чески сложившегося и данного ему извне. Следовательно,
единство системы, единство учения у апологета зависит
от того, во-первых, есть ли такое единство в том материале,
с которым он имеет дело, и, во-вторых, руководствуется
ли он единым интересом, единой идеей в своем отношении
к этому материалу. Если будет доказано присутствие такого
единого интереса, то разбираемое учение должно быть
признано системой, несмотря на субъективные противо-
речия, даже в том случае, если личное настроение апологета
во многом не гармонирует с защищаемым им принципом.
Что касается Августина, то, вникая в его учение, мы,
как было сказано выше, действительно наталкиваемся в
нем на множество непоследовательностей. Но так как нет
на свете ни одного человеческого учения, ни религиозного,
ни философского, которое было бы безукоризненно логично
721