Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
города вселенной противополагается христианская идея
всемирного града Божия, где христианская теократия тор-
жественно возвещается, как единственный истинный, не-
рукотворный вечный город. На виду дымящихся развалин
% языческого Рима, кесарского, закладывается идеальная ос-
нова Рима христианского, католического.
Весьма знаменательным представляется и совпадение
смерти Августина с началом завоевания Африки вандалами.
Отторгая от Рима Африку, снабжавшую его хлебом, заво-
евание это лишало Рим необходимых материальных условий
его существования, обрекало на голодную смерть и было
почти равносильно его уничтожению. Но, вместе с тем,
это послужило опять-таки к величайшему торжеству хрис-
тианской теократической идеи: церковь и здесь, как и
при взятии Рима, одна выходила целой из пламени.
Поражая государство, победа вандалов давала новую силу
церкви, которая теперь в северной Африке одна оставалась
представительницей культурной римской идеи против вар-
варского германского мира. Вторжение ариан-варваров за-
ставило сплотиться римское население вокруг вселенской
церкви, и, странное дело, — победа вандалов продолжила
дело проповеди Августина, нанося смертельный удар дона-
тистскому расколу, отторгавшему дотоле от вселенской
церкви большую часть африканского населения. Раскол
этот, бывший прежде всего реакцией местного африкан-
ского национализма против римских порядков вообще и
вселенской церкви, как римской государственной церкви,
— вследствие завоевания Африки утрачивал почву под
ногами, теряя всякий смысл и значение. Среди вандалов-
ариан католическая церковь перестала быть церковью гос-
подствующею и благодаря этому могла привлечь к себе
своих бывших противников-донатистов. Донатисты, для
которых истинная церковь была прежде всего церковь
мученическая, церковь гонимая, очутившись под влады-
чеством варваров, одинаково враждебных ко всем не-
арианам, сблизились в общем несчастьи со своими вчераш-
ними врагами — католиками. Донатистский раскол почти
исчез, и на развалинах единства государственного восста-
новилось единство церковное. Град Божий утвердился и
719