Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ратурно-апологетической деятельности Римская империя,
объединенная Феодосием, распадается. Этим событием ста-
вится на очередь вопрос, как сохранить культурное римское
единство вопреки распадению светского единства, как
спасти общество вопреки распаду государства. С этого
момента римское единство окончательно перестает быть
государственным, но зато продолжает свое существование
как единство церковное; unitas Romana сохраняется лишь
как unitas ecclesiae, unitas catholica. Отсюда следует вывод,
что разрушающееся общество может спасти свое единство
лишь в универсальном единстве церкви, которая одна
связует Восток и Запад; что, по крайней мере по отношению
к этому обществу, это универсальное единство есть вер-
ховное спасающее начало. И вот, частью в ответ на
исторические события, частью же упреждая их, начинается
деятельность величайшего из апологетов христианского
единства. Закономерно и то, что кульминационная точка
его апологетического творчества совпадает с моментом
взятия и разграбления Рима Аларихом, ибо разрушение
ветхого Рима есть красноречивый призыв к созданию
нового. Взятием Рима наносится смертельный удар римской
языческой идее, выражавшейся в культе римского госу-
дарственного всемогущества. Победа готов повергла в прах
не только римскую силу, но и римское языческое божество.
Но будучи упразднением и разрушением Рима язычес-
кого, победа эта была вместе с тем красноречивым свиде-
тельством о жизненной силе и миссии христианской церкви.
Предавая Рим огню и мечу, воины Алариха с благоговением
останавливались перед христианскими храмами; и побеж-
денные находили в них спасение и убежище от ярости
победителей.
Одна церковь устояла среди всеобщего крушения, обра-
тив поражение Рима в величайшее свое торжество; она
одна со своими уцелевшими от пламени храмами предс-
тавляла Рим, как вечный город. Разрушением Рима вновь
с небывалой силой ставится на очередь все тот же вопрос
о том, как спасти разрушающееся общество. И вот, в
ответ на падение древней столицы, зарождается величайшее
творение Августина, где римской государственной идее
718