Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
партикуляризму противополагается католический универ-
сализм; 3) против пелагиан, отрицающих благодать, утвер-
ждается единство действия благодати, как объективного
спасающего начала, единство, как всеобщее предопреде-
* ление, торжествующее над индивидуальной человеческой
свободой. Во всех трех стадиях один и тот же принцип
— идеальное единство — специфицируется как архитек-
тонический принцип вселенной, как принцип социальной
организации общества и как содержание субъективной
человеческой свободы. Развивая отдельные стороны своего
учения против ересей, отрицающих ту или иную сторону
христианства, Августин сосредоточивает и суммирует его
во всей полноте против язычников. Здесь идеал нашего
мыслителя получает самое законченное и совершенное
выражение, формулируется как Civitas Dei, как единство
всемирного боговластия.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Августин — апологет теократического идеала
западного христианства
I
Тремя великими историческими событиями обознача-
ются хронологические грани литературной деятельности
блаженного Августина. Деятельность эта начинается при
Феодосии Великом, в момент последнего государственного
объединения обеих половин Римской империи и накануне
окончательного ее распада; она достигает своего апогея в
момент взятия Рима готами под предводительством Алариха
и кончается в момент завоевания Африки вандалами,
начавшегося незадолго до смерти Августина. Это совпадение
начала, апогея и конца деятельности великого отца церкви
с тремя великими мировыми событиями не есть результат
простой исторической случайности. Для миросозерцания
Августина не случайно то, что в самом начале его лите-
717