Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
неисчислимые последствия не только для самого Августина,
но и для всей той западной формы христианства, которой
он был родоначальником и основателем.
Эпоха Августина, как мы уже говорили в начале этой
главы, характеризуется столкновением и борьбой двух про-
тивоположных полюсов — церкви с ее единством и
атомарной, обособленной личности. Что же, спрашивается,
могло противопоставить западное, латинское христианство
исканию свободной личности и анархическому индиви-
дуализму двух обществ? Это мы видим в системе Августина.
Индивидуальной свободе он противопоставляет насилие
благодати, беспорядку и анархии —единство божественного
плана, как внешний порядок, объемлющий все сущее,
который не упраздняет зло и эгоизм, а подчиняет его
своим целям. Божественное единство, как универсальный
закон всего, что есть, и идеальная норма всего, что должно
быть, как производящая причина и конечная цель всего
существующего, — такова основная мысль Августина,
проведенная им последовательно через всю его систему.
Но это — не свободное единство, в котором свободное
Божество вступает в союз со свободной тварью, а единство
абстрактное, в котором Бог лишь внешним образом гос-
подствует над миром, единство принудительное, насиль-
ственное.
Пророк и предтеча средневекового католичества, Авгус-
тин уже заключает в себе как положительные, так и
отрицательные его стороны.
В момент обращения Августина все элементы его хри-
стианского миросозерцания уже налицо, последующее же
— лишь развитие и применение тех начал, которые уже
назрели к тому времени в его сознании. Обозревая всю
его литературную деятельность, мы отметим в развитии
его учения три стадии, соответствующие его борьбе с
тремя христианскими ересями: манихейством, донатизмом
и пелагианством; 1) против манихеев он развивает учение
об объективном единстве мирового плана и противополагает
их рационализму единство церковного авторитета; 2) против
донатистов тот же принцип единства мирового порядка
специфицируется, как unitas ecclesiae; их церковному
716