Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/716"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
христианскому миросозерцанию его матери. Вглядываясь
глубже в это миросозерцание, мы увидим, что оно сохраняет
в себе тот могучий философский идеализм, который про-
будился в нем под влиянием цицероновского "Гортензия".
Далее, мы найдем в нем и манихейские элементы. Он
противопоставляет пессимизму манихеев оптимистическую
теодицею, удержав вместе с тем долю истины, заключа-
ющуюся в нем: ибо, будучи оптимистом в надежде лучшей
жизни, он сохраняет вполне согласное с христианством
пессимистическое отношение к жизни земной. Но, удержав
элемент истины, заключавшийся в манихействе, он не
вполне освободился и от его лжи. Вступив тотчас после
обращения в борьбу со своими прежними заблуждениями,
Августин отстаивает против манихейского дуализма един-
ство божественного порядка вселенной. Против двоебожия
последователей Манеса он развивает учение строго моно-
теистическое, их рационалистическому субъективизму он
противополагает объективный церковный авторитет. Ища
спасения от раздвоившейся вселенной, он развивает учение
об идеальном единстве мирового плана, от века заключа-
ющегося в божественном сознании. Раздвоившемуся в себе
человеческому сознанию он противополагает объективное
откровение. Но и среди борьбы он не освобождается
вполне от влияния своих противников, и неосознанное
манихейство продолжает проявляться в его миросозерцании.
Зло в учении Августина еще не ограничивает извне Бо-
жества, но включается в мировой план, как необходимый
момент божественного предопределения, логически выте-
кающий из самораскрытия божественной мысли о сотво-
ренном. Зло перестает быть внешней границей для Бо-
жества, но зато становится внутренней необходимостью
для божественной воли: оно представляет собою необ-
ходимый момент самооткровения божественной мысли, как
темный фон, на котором обрисовывается красота и благость
божественной мысли о сотворенном. Зло, тварный эгоизм
не побеждается внутренне, в потенции, а втискивается
насильственно в мировой план, служа необходимым сред-
ством чуждой ему цели добра. Августин никогда не мог
совершенно преодолеть манихейского дуализма, и единство,
714