Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/714"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
жизнью, как всемогущая церковь, властвующая над
индивидом и обществом, как теократия, в которой мирское
начало поглощено духовным. Впечатление от личности
Амвросия, как уже было сказано, наложило неизгладимую
печать на миросозерцание Августина. Его христианский
идеал связался навсегда с этим впечатлейием, остался
навсегда идеалом теократическим. Такому влиянию спо-
собствовало глубокое сродство характеров обоих святителей.
Как уже говорилось выше, центральное впечатление всей
жизни Августина есть контраст греха и всесильной бла-
годати. Если благодать всесильна, а воля человека ничтож-
на, то отсюда следует, что человек, чтобы спастись, должен
всецело пожертвовать своей свободой, отдавшись всем
существом своим объективной благодати. Отдельный инди-
вид должен исчезнуть в объективном благодатном порядке,
человек получает свое значение и смысл лишь как орган
всемирного боговластия. Всесильной благодати соответст-
вует всевластная церковь, как ее воплощение. Таким обра-
зом, влияние Амвросия совпадает с центральным мотивом
всей жизни и миросозерцания нашего отца церкви.
Я не стану рассказывать здесь слишком общеизвестных
подробностей его перехода в христианство. Нас интересует
внутренняя история его миросозерцания, а не внешние
события его жизни. Достаточно будет отметить здесь одну
характерную черту этого обращения. Сам Августин при-
писывает этот глубокий внутренний переворот, в нем
произошедший, внешнему чуду. В минуту, когда его стра-
дания, муки неудовлетворенного искания доходят до край-
него предела, внешний толчок выводит его из состояния
сомнений и колебаний. Он слышит голос, говорящий "tolle
et lege" (возьми и читай), и слышит плотскими ушами,
но приписывает его откровению свыше и, раскрыв по
внушению этого голоса Св. Писание, находит в нем текст,
отвечающий его исканию, и относит этот текст к себе,
чем и решается его обращение. Для Августина в высшей
степени характерно то, что в самом обращении своем он
видит как бы насилие благодати над немощным челове-
ческим естеством. Благодать уже здесь является как не-
одолимая сила, действующая на человека изнутри и извне
712