Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Порфирия у него становится энергия личного самосознания
Божества, которое вступает в диалог с человеком, отвечая
его исканию. Чтобы освободить нас от раздвоения нашей
земной действительности, чтобы спасти нас от страдания
и смерти, Божественное единство должно стать фактом
нашей действительности, проникнув ее собойЛтобы спасти
человека, Бог должен войти в непосредственное, интимное
с ним отношение, лицом к лицу, — одним словом,
вочеловечиться. Чтобы спасти человечество как род, как
общество, Божественный порядок должен воплотиться во
всемирной общественной организации. Таков логический
процесс, толкающий Августина от неоплатонизма к хрис-
тианству и церкви.
От неоплатоников его отталкивает именно отсутствие
человечности в их представлении о Божестве. Он усвояет
себе целиком их учение о вечном Божественном Логосе,
перефразируя его в известных выражениях Евангелия Иоан-
на. Но эти глубокомысленные умозрения неоплатоников,
по-видимому столь согласные с христианским учением, не
удовлетворяют будущего отца церкви, потому что им чужда
идея вочеловечения, боговоплощения, которая одна в сос-
тоянии победить дуализм, примирить человеческое, земное
с божественным. Их Божество не снисходит к людской
немощи, не приходит на помощь страждущим и прощением
не снимает с нас греховной тяжести.
Параллельно с неоплатонизмом, Августин испытывает
другое мощное влияние, которое с неотразимой силой
влечет его в том же направлении. В то самое время, когда
мистический идеал обращается для него в практический
императив, когда он ищет божественного единства в зем-
ном, конкретном воплощении, он сталкивается с могучей
личностью Амвросия. Мне нет надобности входить здесь
в подробную характеристику этого великого иерарха. До-
статочно отметить в его характере те черты, которые так
или иначе повлияли на миросозерцание его гениального
ученика. Амвросий есть, можно сказать, конкретное олицет-
ворение могучей церковной организации. Христианская
идея в его лице является как сила всесокрушающая,
неодолимая: это как нельзя более яркий образ той
710