Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что с ним не могут сравниться никакие известные нам
пытки, даже если они продолжатся вечно.
ИЗ. Итак, без конца будет продолжаться беспрерывная
смерть осужденных, то есть отчуждение от жизни Божией,
и у всех она будет общая, что бы ни предполагали люди,
по своим человеческим побуждениям, о различии нака-
заний, об облегчении или временном прекращении стра-
даний; как будет беспрерывно продолжаться общая у всех
вечная жизнь святых, как бы ни блистали они согласно
различиям почестей.
114. Из этого исповедания веры, которое коротко содер-
жится в Символе и, рассматриваемое в плотском смысле,
есть молоко младенцев, а по духу считается пищею взрос-
лых, из этого исповедания веры рождается благая надежда
верующих, сопровождаемая святой любовью. Но из всех
предметов веры, к надежде относится только то, что
заключается в Молитве Господней. "Проклят всякий", как
свидетельствует Божественное писание, "кто надеется на
человека" (Иерем. XVII, 5). А поэтому и тот, кто надеется
на самого себя, подпадает под это проклятие. Следова-
тельно, кроме как у Господа Бога мы не должны просить
того, что мы надеемся или совершить надлежащим образом,
или получить за добрые дела.
115. Поэтому, кажется, у евангелиста Матфея Молитва
Господня содержит семь прошений: в трех из них испра-
шивается вечное, в остальных четырех — временное, что,
однако, непременно должно следовать за вечным, ибо то,
о чем говорим мы в словах: "Да святится Имя Твое. Да
приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле,
как на небе" (что не без основания некоторые поняли:
как в духе и в теле), должно сохраняться без конца:
неоконченное здесь, оно, сколько бы мы ни усовершались,
увеличивается в нас, а законченное, что будет, нужно
надеяться, в той жизни, всегда будет нашим достоянием.
То же, о чем мы говорим в словах: "хлеб наш насущный
дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и
мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во
искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф. VI, 9 — 13),
совершенно ясно для каждого и относится к потребностям
69