Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сознания, и во внутренней раздробленности самого нашего
сознания и воли. Смерть наступила уже тогда, когда первый
человек ощутил в своих членах "враждующее непослушание
чувственного желания"; он тем самым подпал необхо-
* димости смерти. Человек вообще не властен над своим
телом, и утрата тела, физическая смерть есть лишь пос-
ледовательный результат общего ненормального состояния,
нашей неспособности подчинить и удержать наше тело.
Смерть коренится в самой природе временного бытия, в
котором все беспрерывно утекает. "Человек никогда не
находится в жизни, поскольку он пребывает в этом теле,
которое скорее умирает, чем живет"; "в этом беге времен
мы ищем настоящее и не находим его, ибо это — только
переход от будущего к прошедшему, который абсолютно
лишен протяжения". Дурная двойственность коренится в
самой форме времени: все двоится между бесконечным
прошедшим, которое мы не в силах удержать, и беско-
нечным будущим, которое, как только мы его достигаем,
уходит в прошедшее, внутренне не наполняя нашу жизнь.
Среди этого беспокойного движения мы ищем и не находим
настоящего. Нам не на чем успокоиться, так как настоящего
нет; мы беспрестанно умираем и беспрестанно внутренне
тревожимся.
Раздвоение, смерть есть всеобщий закон всей нашей
действительности, всего, что существует во времени. Глав-
ный интерес всей философии Августина вращается вокруг
этого основного вопроса: как спастись от смерти, как
преодолеть эту дурную двойственность нашей человеческой
природы? Перед взором Августина стоит идеал целостной
личности, пребывающей в состоянии мира и покоя. Сле-
довательно, основной вопрос его философии может быть
сформулирован еще и таким образом: как спасается че-
ловеческая личность? Но зло всеобще и объективно по
своей природе: оно лежит в основе как человеческого
общества, так и организации природного целого, к которому
мы принадлежим как физические существа. Отсюда выте-
кает вопрос: как спасается человеческое общество, как
спасается вселенная? Идеальная, целостностная личность
мыслима только в идеальном обществе, в идеальной все-
699