Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/70"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
другие — вечны. Но первые будут пребывать в блаженстве
один выше другого, вторые же будут претерпевать мучения
один хуже другого.
112. Итак, напрасно некоторые, даже весьма многие,
по человеческой благожелательности сострадают вечному
наказанию и не верят, что оно будет именно таковым.
Не становясь в явное противоречие с божественными
писаниями, они по своему усмотрению обходят все суровое,
что, по их мнению, сказано скорее для устрашения, и
останавливаются на более мягком изречении. "Не забудет",
— говорят они, — "миловать Бог, или не удержит во
гневе Своем щедроты Свои" (Пс. LXXVI, 10). Хотя это
читается в святом псалме, но несомненно здесь разумеются
те, которые называются сосудами милосердия, потому что
и они освобождаются от страдания не по заслугам своим,
но милующим Богом. Или если полагать, что это относится
ко всем, то и в таком случае нет необходимости думать,
что может окончиться осуждение тех, о ком сказано: "и
пойдут сии в муку вечную" (Мф. XXV, 46); равным
образом, нет необходимости думать, что когда-нибудь будет
иметь конец и блаженство тех, о ком сказано: "праведники
же в жизнь вечную". Но пусть, если угодно им, думают,
что наказание осужденных до некоторой степени смягча-
ются в известные промежутки времени. Можно понимать
так, что на них пребывает гнев Божий (Иоан. III, 36),
то есть само осуждение (ибо это называется гневом Божим,
а не возмущение Божеской души); так что во гневе Своем,
то есть хотя гнев Его остается, Он, однако, не может
удержать Своих щедрот: не дарованием конца вечному
мучению, но применением или употреблением по временам
средств к облегчению мучений. Потому что и псалом не
говорит: до окончания гнева Своего, или после гнева
Своего, но "во гневе Своем". Если бы этот гнев был
только один, он мог бы быть мыслим, как нечто самое
меньшее в данном случае; погибель для царствия Божьего,
изгнание из града Божия, отчуждение от жизни Божией,
лишение столь многого множества благости Божией, ко-
торую Он открыл боящимся Его, приготовил же уповающим
на Него (Пс. XXX, 20), это — такое большое наказание,
68