Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сущность всего исповедания веры. Истинное же и един-
ственное основание католической веры есть Христос: "ибо
никто не может положить другое основание, — говорит
апостол, — кроме положенного, которое есть Иисус Хрис-
тос" (I Кор. III, 11). И, значит, не следует отрицать, что
это — единственное основание католической веры, пос-
кольку, в противном случае можно было бы подумать,
что мы согласны с какими-нибудь еретиками. Ведь, пос-
кольку речь идет о Христе, то по имени Христос находится
у каких угодно еретиков, называющих себя христианами;
на самом же деле Его у них нет. Подробно говорить об
этом было бы слишком долго — для этого потребовалось
бы изложить все бывшие, нынешние и могущие возникнуть
в будущем еретические системы, называющие себя хрис-
тианскими, и подробно рассмотреть, насколько каждая из
них соответствует истине. Подобное исследование заняло
бы столько томов, что им, пожалуй, не было бы и конца.
6. Ты же просишь у нас энхиридион, т. е. то, "что
не требовало бы для своего размещения целые шкафы,
но могло бы просто быть взято рукой". Итак, возвращаясь
к отмеченным нами трем способам богопочитания, к вере,
надежде и любви, легко указать, во что должно верить,
на что — надеяться и что надлежит любить; защититься
же от превратных толкований инакомыслящих можно толь-
ко в подробном и требующем значительных усилий иссле-
довании. Для того же, чтобы подобное исследование изу-
чить, недостаточно иметь в руке энхиридион, но требуется
напряженная работа мысли.
7. Вот ты имеешь Символ и молитву Господню; что
короче слушать или читать? Что легче запомнить? Когда,
вследствие греха, род человеческий был угнетен тяжелой
скорбью и нуждался в Божественном милосердии, пророк,
предрекая время милости Божией, говорил по поводу этой
молитвы: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется"
(Иоиль II, 32). А апостол, когда, сообщая о самой милости,
приводит вновь это пророческое свидетельство, имея в
виду Символ, добавляет: "Но как призывать Того, в Кого
не уверовали?" (Рим. X, 14). В этих двух изречениях
обрати внимание вот на что: вера верит, надежда и любовь
5