Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/694"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ратом, пламенную религиозность рядом со всевозмож-
ными чувственными эксцессами. Младший современник
Августина Сальвиан описывает Африку, как какой-то спло-
шной дом терпимости: целомудренный африканец, по его
словам, уже не африканец. Это страна самых ужасных
противоестественных пороков. Трудно пройти по улицам
африканской столицы Карфагена, говорит он, чтобы не
оскверниться. И вместе с тем, как мы знаем, Африка —
родина таких величайших учителей церкви, как Тертуллиан,
таких святых, как мученик Киприан и сам Августин. Тот
же Сальвиан приходит в ужас от антирелигиозности аф-
риканского общества, не исключая и христиан, которые
смешивают христианский культ с языческими, приносят
жертвы идолам, а потом приходят к христианским алтарям.
Характерная черта африканцев — их ненависть к монахам
и подвижникам. Монах, пришедший случайно в Карфаген,
подвергался проклятьям, насмешкам и оскорблениям. Апос-
толы могли с большей безопасностью входить в языческие
города, говорит Сальвиан, чем монахи в христианский
Карфаген. Общество, как видно из этого описания, двоится
между аскетизмом отдельных подвижников, гонимых в
пустыню всеобщей ненавистью, и разнузданным развратом
масс. Суровый и страстный обличитель того времени
Сальвиан несколько склонен к преувеличению, и Гастон
Буасье справедливо предостерегает против чрезмерного
доверия его показаниям. Но в данном случае у нас нет
причин подвергать сомнению истинность его слов, так как
то же впечатление мы выносим из творений самого
Августина, в особенности из его "Исповеди": и здесь мы
видим беснующееся развратное общество как темный фон,
на котором контрастно выделяются такие исключительно
светлые личности, как святая Моника.
Полярной противоположности в настроении Августина
соответствует, таким образом, полярная противоположность
тогдашнего общества. Каковы главные впечатления его
жизни? С одной стороны толпа нравственно падших людей;
с другой — немногие святые, избранные личности. С
одной стороны обесцененные культы и дикие оргии отжива-
ющей старой религии; с другой — христианство, которое
692