Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/693"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
один обветшавший мир рушится, а другой созидается на
его развалинах. Он стоит на рубеже между древностью и
средними веками: собирая обломки древней культуры, он
вместе с тем закладывает основы средневекового, частью
* же и новейшего европейского миросозерцания. Говоря
словами Шарпантье, Civitas Dei Августина есть "надгробное
слово древнему миру и вместе с тем торжественное воз-
вещение мира нового". Эти слова могут послужить прек-
расной характеристикой и всей жизни и деятельности
нашего отца церкви. Это во всех отношениях двойственная
личность: в ней воплотились и сосредоточились все про-
тивоположности его века. Более того, он предвосхитил и
объединил в себе контрасты нового времени, ибо, будучи
отцом и, можно сказать, основателем средневекового като-
личества, он вместе с тем другими сторонами своего учения
был пророком протестанства. И если протестанты и като-
лики с одинаковым правом видят в нем своего родона-
чальника, то мы без всякого сомнения можем признать
его отцом западного христианства во всех главнейших его
разветвлениях.
Сын развратного африканца-язычника и христианской
святой, Августин и во всей своей жизни остается двой-
ственным порождением язычества и христианства, которые
борются в нем до конца его жизни, не будучи в состоянии
совершенно преодолеть одно другое. Внутренняя борьба
этой личности — мировая борьба, и тот процесс психоло-
гического развития, который он увековечил в своей "Ис-
поведи" есть прекрасное олицетворение мирового кризиса.
Двум противоположным настроениям, сменившимся в жиз-
ни Августина, разнузданному язычеству его молодости и
святому христианству зрелых лет, соответствуют две общес-
твенные среды; его внутреннее раздвоение есть раздвоение
тогдашнего общества.
Родина бл. Августина, северная Африка, являет собою
яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь про-
тивоположные настроения усиливаются страстной и впе-
чатлительной африканской природой. Африка в занима-
ющую нас эпоху — страна контрастов: здесь мы находим
крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым разв-
691