Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/692"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
церковь стоит под защитой государственной власти. На
Западе она предоставлена самой себе. Более того, она
бережет и опекает здесь саму государственную власть в
лице ничтожных и слабых императоров.
Вглядываясь внимательно в занимающую нас эпоху, мы
убедимся, что в ней уже в конце IV-ro л начале V-ro
века все элементы средневековой жизни и все признаки
европейской цивилизации налицо. Атомарный индивиду-
ализм разлагающегося общества в то время уже сливается
с индивидуализмом пришлых германских элементов, прор-
вавшихся в империю. Расшатанный до основания государ-
ственный порядок уже не в состоянии сдержать анар-
хического произвола, и церковь одна стоит против
индивидуализированной личности с ее стремлением к без-
граничной свободе и ненасытной жаждой жизни. Привы-
кшая к разносторонней практической деятельности, не
только духовной, но и мирской, церковь мало по малу
проникается элементами античной культуры, насыщается
государственными идеями древнего Рима; ее епископы
являются представителями не только духовной власти, но
и светских преданий, юридических и административных.
Ее духовенство вступает в средние века уже подготовленное
долгим опытом в управлении и господстве над людьми,
и пастыри ее могли быть для варваров не только на-
ставниками в вере, но и учителями права. На этой-то
почве возрос и развился тот теократический идеал, который
уже в начале V-ro века нашел себе классическое выражение
в творениях бл. Августина. О нем-то мы теперь и будем
говорить.
II
Блаженный Августин — одна из самых интересных
исторических личностей, которые когда-либо существовали.
Оценка ее — одна из сложнейших и труднейших задач
в виду разнообразия и богатства элементов, вошедших в
состав его учения и так или иначе повлиявших на обра-
зование его характера. Августин — во всех отношениях
олицетворение той переходной эпохи V-ro столетия, когда
690