Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не под силу государству — спасают свою беззащитную
паству, укрощая дикие разрушительные инстинкты варва-
ров. Понятно, что христиане больше надеются на своих
епископов, ждут от них своего спасения, а не от светской
* власти.
Восточные императоры своими цезаро-папистскими
стремлениями со своей стороны также способствовали
расширению власти папы, хотя и в чисто духовной сфере.
В значительной мере благодаря им, влияние папы расп-
ространилось далеко за пределы Западной империи, на
дальний Восток. Распространяя свои религиозные убеж-
дения угрозами и насилием, восточные императоры стре-
мятся сделать свое вероисповедание всеобщей принуди-
тельной нормой, преследуя разномыслящих с ними как
ослушников их власти. Вот почему всякий раз, когда на
константинопольском престоле сидит еретический кесарь,
православные церкви Востока, гонимые и теснимые им,
ищут опоры и помощи извне. Само собой разумеется, что
их взоры обращаются к центру независимой церковной
власти — к Риму. Апеллируя к римскому епископу,
обращаясь к нему как к высшей инстанции в христианском
мире, они в эти бедственные эпохи обыкновенно признают
его высшим авторитетом и судьей в своих спорах. Импе-
раторские ереси всегда на руку папам: они дают им
возможность выступать в роли защитников гонимого пра-
вославия, представителей вселенской церкви в ее единстве,
обнимающем Запад и Восток. Своей нетерпимой политикой
восточные императоры создают силу папы, отдавая вос-
точные православные церкви в сферу его влияния. Таким
образом влияние, а отчасти и власть папы распространяется
за пределы Западной империи. Во времена мира и без-
опасности власть эта обыкновенно не признается на Вос-
токе, но в эпохи гонений, в критические моменты жизни
церкви ее призывают на помощь и без нее не обходятся.
Против слабой и ничтожной императорской власти на
Западе уже в конце IV-ro века стоит могущественная
духовная власть с универсальным влиянием и значением.
Можно сказать, что церковь здесь одна скрепляет и
поддерживает государство, готовое рухнуть. На Востоке
689