Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
престола. Этому немало способствует и то, что кесарь
поглощен заботами о сохранении в неприкосновенности
границ своего государства, о цельности империи. Взор его
постоянно обращен то на север, то на юг, ему угрожает
в Галлии то варварское нападение, то восстание легионов
под знаменем узурпатора. Другую опасность представляет
для него Африка, житница империи, снабжающая ее хлебом.
Всякое восстание в Африке влечет за собою прекращение
подвоза хлеба и голод в Италии. Разрываясь между крайним
севером и крайним югом своих владений, император
выпускает из рук центр своего государства, невольно
уступая его быстро возрастающему и расширяющемуся
влиянию папы. Император отовсюду тесним внешними
врагами и сепаратистскими движениями. Желая связать и
скрепить прочной связью отдельные провинции империи,
он вынужден обратиться к церкви, которая одна в ту
эпоху скрепляет общество, единит людей, тогда как все
остальное их разделяет. Он силен ее силой, но поэтому
он должен выслушивать ее властный голос, должен неиз-
бежно ей подчиняться. Уже в конце четвертого века даже
не папа, а миланский епископ Амвросий помыкает импе-
раторами.
По мере того, как светская власть слабеет, впадая в
старческое бессилие, духовная власть епископа становится
на ее место, отправляя ее функции, и Августин жалуется
на то, что, в качестве епископа, он до того завален
светскими, гражданскими делами, что это мешает отправ-
лению его пастырских обязанностей. Смешение церкви и
государства, выразившееся на Востоке в мирском дес-
потизме, в господстве мирской власти над церковью, на
Западе, напротив, ведет к тому, что государство постепенно
уходит в церковь, а церковь облекается в государство.
Возвышению епископов над государством способствует и
та благородная роль, которую они играют во время вар-
варских нашествий. В минуту, когда сил у государства не
хватает, чтобы спасти своих подданных от ярости заво-
евателей, епископы выступают в роли защитников мирного
населения; они берут на себя обязанности посредников
между победителями и побежденными и делают то, что
688