Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
они потом могли быть им полезны. Ибо бывает иногда
образ жизни и не настолько хороший, чтобы человек не
имел нужды в них после смерти, и не настолько дурной,
чтобы они не могли принести ему пользы после смерти;
бывает же образ жизни настолько хороший, что человек
в них не имеет надобности, и наоборот, настолько дурной,
что они уже становятся недостаточными для оказания
помощи ему, когда он из этой жизни отойдет. Поэтому
здесь приготовляется всякая заслуга, по которой кто-нибудь
будет в состоянии после этой жизни получить или облег-
чение, или затруднение. Пусть же никто не надеется по
своем отшествии заслужить у Бога то, о чем не будет
радеть здесь. Следовательно то, что Церковь часто совер-
шает для облегчения почивших, не противоречит апос-
тольскому изречению, в котором сказано: "ибо все мы
предстанем пред судилищем Христовым, чтобы каждому
получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле,
или доброе, или худое" (II Кор. V, 10, Рим. XIV, 10).
Потому что и эту заслугу каждый приготовил себе, живя
в теле, чтобы жертва и милостыни могли принести ему
пользу. Ибо они не всем помогают; и почему же помогают
не всем, если не по причине различия жизни, какую
каждый провел в теле? Следовательно, если приносятся
жертвы алтаря или какие-либо милостыни за всех кре-
щенных усопших, то за вполне добрых они служат выра-
жением благодарения, за не совсем худых — умилос-
тивлением, за совершенно худых, хотя нисколько не помо-
гают усопшим, — некоторым утешением живым. Тем же,
кому они приносят пользу, они способствуют или полному
помилованию, или более снисходительному осуждению.
111. После же воскресения, когда совершится всеобщий
и окончательный суд, будут иметь свои определенные
границы два царства, одно Христа, другое дьявола, одно
— царство добрых, другое — злых; и однако же оба —
Царства ангелов и людей. Первые не будут иметь никакого
желания, вторые же — никакой возможности грешить,
или никакого условия для смерти; первые, живя блаженно
в вечной жизни, вторые, мучительно оставаясь в вечной
смерти без возможности умереть, потому что и те, и
67