Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/689"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ется за счет ослабления значения императора, и в осо-
бенности растет значение епископа римского, папы.
Столица древнего мира неизбежно является централь-
ным пунктом борьбы христианства и язычества. Ведя эту
* борьбу собственными силами, римская церковь привыкает
к самостоятельности, пользуется такой независимостью,
как никакая другая церковь империи. В значительной мере
благодаря этому, здесь развивается самостоятельная, незави-
симая духовная власть, какой нет на Востоке, где кесарь
выступает как представитель христианского единства, гос-
подствуя над большинством епископата. В Риме в глазах
большинства язычников, стоящих на почве вековых тра-
диций империи, христианство императора было лишь слу-
чайным инцидентом, и христиане также не привыкли
видеть в нем своего деятельного помощника. Представи-
телем христианского единства здесь является папа, а не
император. Для римских христиан папа больше кесаря:
последний не имеет силы над папой и не может принудить
его к подчинению.
Еще в языческие времена римская община с ее еписко-
пом получает первенствующее значение в глазах христиан,
как центр борьбы с язычеством. Рим имеет особый статус
как пункт, где встречаются представители всех частей
империи, всех национальностей, следовательно, и всех
христианских общин, где, стало быть, рельефнее, чем
где-либо, обрисовывается общенародный, вселенский ха-
рактер церкви. Это — центр всечеловеческого общения,
не связанного исключительно с какой-либо местностью
или национальностью, а потому и центр христианского
общения. В христианской империи все содействует уси-
лению этого универсального значения римской общины и
римского епископа, в особенности же слабая и двойст-
венная политика западных кесарей. Уходя из сферы влияния
императоров, христианский Рим становится Римом папс-
ким. Он перестает быть светской столицей, чтобы утвер-
диться в своем значении города св. Петра и апостольского
он сделал это чересчур поздно, когда обаяние императорского титула
и глазах христианских подданных упало уже слишком низко.
687