Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/688"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
к главенству в делах веры, держась нейтральной политики
относительно всех возможных религиозных мнений, как
христианских, так и языческих. Грациан же во всем
подчинялся наставлениям миланского епископа Амвросия,
склоняясь, в его лице, перед авторитетным руководитель-
ством церкви. *
То самое обстоятельство, которое создает слабость импе-
раторов на Западе, обусловливает здесь силу церкви. Пре-
бывание христианских императоров в Риме, как центре
языческой оппозиции, с самого начала было невозможным.
Язычники занимали главнейшие светские магистратуры.
Языческая партия, чтобы сохранить за своим обрядом
прежнее значение, должна была притвориться, что никакой
перемены не произошло, что все осталось по прежнему.
И действительно, императоров продолжают провозглашать
божествами после их смерти и сенат учреждает им офици-
альные культы. Санкционировать такой порядок вещей
своим присутствием христианский кесарь не может. Вместе
с тем, он не смеет и открыто выступить против него, так
как это значило бы восстановить против себя сильную
языческую партию. Чтобы избежать роковой коллизии,
императоры редко показываются в Риме, а живут в Милане
или Равенне, куда их влечет еще и необходимость быть
ближе к северной границе, которой постоянно угрожает
опасность варварских нападений. Они дозволяют обожать
себя издали и смотрят сквозь пальцы на ненормальное
положение, которое они не в состоянии изменить.
Но вследствие этого Рим, политический центр их го-
сударства, уходит из сферы их влияния. Христианская
община со своим епископом во главе стоит здесь одиноко
против царства язычников, выносит борьбу с язычеством
на своих плечах без поддержки государства. Значение
императора этим совершенно уничтожается: как хрис-
тианин, он бессилен над своими языческими подданными;
как предмет языческого культа и как верховный жрец, он
— нуль в глазах христиан*. Значение епископата усилива-
* Впервые отказался от титула верховного жреца Грациан, но
686