Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
действие. Притязаниям светской власти противополагается
независимый епископат с римским епископом, как главою
и центром.
На Востоке и на Западе в интересующую нас эпоху
* мы наблюдаем образование своеобразной христианской
теократии, в которой церковь смешивается с государством;
она не сливается с ним в единое целое, но, как сказано,
строгие и определенные границы между ними отсутствуют.
В обеих половинах империи это смешение двух сфер,
церковной и государственной, ведет, однако, к противо-
положным результатам.
На Востоке через все отдельные царствования христи-
анских императоров красной нитью проходит один не-
изменный принцип церковной политики, увековеченный
императором Констанцием в классическом изречении: "Что
я хочу, да будет вам канон", — говорил он собору
епископов в Милане. При системе управления государством
посредством церкви, единый канон и, в особенности,
единый догмат представляют для императора не только
единую церковь, но и единое государство. В догматических
вопросах и спорах он заинтересован не только как веру-
ющий, но и как представитель мирской власти. С точки
зрения Константина, высказанной им и унаследованной
его преемниками, чтобы спасти государственное единство,
нужен единый Бог и единая вера. Понятно, что с этой
точки зрения всякий догматический спор, всякое разделение
в церкви представляется угрозой целостности государства.
Чтобы не выпустить из рук власть, необходимо заставить
подданных верить так же, как и император: кто держится
другого вероисповедания, тот не только еретик, но и
бунтовщик. Отсюда стремление императора определять са-
мое содержание христианского догмата. Он берет на себя
обязанности духовной власти, диктуя своим подданным
догматические формулы. Он предписывает им верить или
не верить в единосущие Сына Божия Отцу или равенство
Св. Духа Сыну, признавать в Сыне одно или два естества
и т. п. Так поступают императоры как еретические, так
и православные. Если церкви и поручаются разнообразные
мирские задачи, то император тем более стремится уг-
683