Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
треск, она одна предлагает всем потерпевшим крушение
тихую пристань, где они найдут себе спасение".
Церковь представляет собою в то время единство не
только духовное, но и мирское; одряхлевшее государство
не в состоянии отправлять самых элементарных своих
функций, светская власть не может уже собственными
силами защитить государство извне и скрепить его изнутри;
она не обеспечивает ему ни справедливого суда, ни сколь-
ко-нибудь сносной администрации. Поэтому церковь, как
единственная живая сила в этом обществе, волей-неволей
вынуждена взяться за мирские дела, исполнять задачи
светской власти. Мы видим в ту эпоху епископов в роли
светских администраторов и судей, разбирающих такие
дела, как споры о наследстве; мы видим их и в роли
дипломатов. В те тяжкие времена необходимость иногда
заставляет их принимать деятельное участие даже в военной
защите государства: епископ в осажденном городе нередко
стоит во главе обороны. На Западе и на Востоке церковь
спасает государство, отправляя его функции. Это ведет
там и здесь к образованию такого порядка вещей, в
котором церковное единство смешивается с государствен-
ным и благодатный порядок строго не размежуется с
порядком мирским.
Константин Великий понимал, что империя не может
одними своими силами противостоять естественному про-
цессу саморазложения и смерти. Чувствуя, что государство
само по себе спастись не способно, что оно не в состоянии
держаться на материальном базисе своей стихийной силы
и военного могущества, он искал ему сверхприродной
основы и призвал церковь к обоснованию Рима: он хотел
скрепить единое государство посредством единой церкви.
Но именно поэтому он и его преемники хотели стоять
во главе единой церкви, чтобы через нее господствовать
над государством. С одной стороны, император хочет
сделать свою мирскую власть центром христианского об-
щества, подчинив ей власть духовную в качестве служебного
органа. Но, с другой стороны, и церкви присуще стремление
к самостоятельности, и попытки восточных императоров
к главенству в делах веры встречает энергичное противо-
682