Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
передана следующая мысль: "Над бездною не было света".
Поэтому материя, которая дальнейшим действием Божиим
определяется в формы (конкретных) вещей, названа без-
видной и пустою землей и лишенною света глубиной,
будучи прежде названа именем неба и земли, о чем было
сказано выше; если только, впрочем, под именем неба и
земли бытописатель не хотел сначала обозначить всю
вселенную, чтобы затем уже перейти к исследованию частей
мира.
"И Дух Божий носился над водою". Писатель раньше
не сказал, что Бог создал воду, но из-за этого ни в коем
случае не следует думать, что Бог не сотворил воды и
что она уже существовала прежде, чем Он что-либо создал.
"Ибо, — как сказал апостол, — все из Него, Им и к
Нему" (Рим. XI, 36). Следовательно, Бог сотворил и воду,
и думать иначе — великое заблуждение. Но почему же
об этом ничего не сказано? Не захотел ли (здесь) писатель
назвать еще и водою ту самую материю, которую раньше
называл то небом и землею, то безвидной и пустой землею,
то бездною? В самом деле, почему бы не назвать ее
водою, если она была названа и землею, когда (в сущности)
она не была ни оформленной водой, ни землей, ни
чем-либо другим? Может быть, сперва она была названа
небом и землей, затем — безвидной и пустой землей, и,
наконец, водою с той целью, чтобы сначала под именем
неба и земли обозначить материю всей вселенной, для
которой она была создана совершенно из ничего; затем
именем безвидной и пустой земли обозначить бесформен-
ность, так как в ряду всех элементов земля наиболее
бесформенна и наименее светла; наконец, именем воды
обозначить материю, подлежащую действию Творца, ибо
вода подвижнее земли, и потому подлежащая действию
Творца материя, в виду легкости обработки и большей
подвижности, должна была названа скорее водою, чем
землей...