Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/681"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава IV
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;
и Дух Божий носился над водою" (Быт. I, 2). Еретики
(манихеи), клевещущие на Ветхий Завет, по поводу этого
места обыкновенно злословят так: "Каким образом в начале
Бог сотворил небо и землю, если земля уже была?" Они
говорят это, не понимая, что здесь лишь объясняется,
какой была земля, о которой прежде было сказано: "В
начале сотворил Бог небо и землю". Понимать же это
следует так: Бог в начале сотворил небо и землю, но эта
сотворенная Богом земля была безвидна и пуста до тех
пор, пока Им же Самим не была упорядочена и приведена
из первоначального смешения к стройному виду. Можно
это понимать и так: здесь упоминается та же материя,
которая в первом стихе была названа небом и землею,
так что смысл сказанного будет таков: в начале Бог
сотворил небо и землю, но то, что было названо небом
и землей, было безвидной и пустою землей, и тьма (была)
над бездной, т. е. то, что названо небом и землей, было
некоторой смешанной материей, из которой, по выделении
из нее элементов и принятии ими формы, образовался
мир, состоящий из двух самых больших частей, неба и
земли. Это первоначальное смешение материи названо, с
целью упростить понимание (читателей), безвидной, т. е.
неупорядоченной, и пустой землею; тьма же над бездной
— это указание на беспредельную глубину (первоначальной
материи). Глубина эта названа бездною потому, что ничья
мысль не может охватить ее в силу ее (абсолютной)
бесформенности.
"И тьма над бездною". Была ли бездна внизу, а тьма
— вверху, как-будто пространство уже было разделено?
Или же, поскольку еще продолжается описание смешанной
материи, что по-гречески называется хаоС» сказано: "И
тьма над бездною" потому, что не было еще света, который,
если бы был, то, конечно, был бы вверху, освещая
находящееся ниже? В самом деле, если внимательно рас-
судить, что такое тьма, то выяснится, что это ни что
иное, как отсутствие света. Таким образом, этими словами
679