Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Если мы все это примем, то вместе с тем придется
допустить и мысль, что время было раньше неба и земли,
коль скоро раньше неба и земли были созданы ангелы.
Ибо тогда уже была тварь, проводившая время в бесте-
лесных движениях. И это не будет ошибкой, если мы
допустим существование времени вместе с^такой тварью,
как существует оно и в нашей душе, которая, благодаря
телесным чувствам, привыкла к телесному же времени. А,
быть может, в главенствующих и бестелесных тварях вре-
мени и вовсе нет? Но, как бы там ни было (а это предмет
весьма таинственный и для человеческой мысли недоступ-
ный), мы должны принимать на веру, хотя это и превышает
возможности нашего мышления, что всякая тварь имеет
начало и что среди всего прочего сотворено и время, а
потому и оно имеет начало и отнюдь не совечно Творцу.
Можно также думать, что под словами "сотворил... небо
и землю" разумеется сотворение всей твари вообще, так
что небом названа эфирная твердь и невидимые высшие
силы, а землею — низшая часть мира со всеми населя-
ющими ее одушевленными существами. Или же небом
просто названа высшая невидимая тварь, а землею —
низшая и видимая...
Но можно еще спросить: понимается ли под небом и
землею нынешний (упорядоченный) мир, или же этими
именами обозначена первоначальная бесформенная мате-
рия, которая затем неизреченным образом по слову Божию
приобрела свой настоящий вид, со всеми его формами,
видами и природой? Ибо хотя и говорится, что мир
сотворен "от безобразного вещества", однако же нельзя
сказать, что сама материя создана не Тем, от Кого, как
мы признаем и веруем, произошло все. Так что, возможно,
устройство и приведение каждой отдельной вещи в опре-
деленный и стройный вид называется миром, а сама
материя названа небом и землей, как бы семенем неба и
земли: то было небо и земля в беспорядочном и смешанном
виде, в состоянии, удобном к восприятию форм от Ху-
дожника Бога. Вот сколько времени заняло обсуждение
слов: "В начале сотворил Бог небо и землю", ибо ничего
о них не следовало утверждать легкомысленно.
678