Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/68"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
воля Бога, Которая из одной и той же массы погибели,
происшедшей от этого корня, делает один сосуд в честь,
другой — в поругание (Рим. IX, 21); в честь — по
милости, в поругание — по суду, чтобы не хвалился
никакой человек; и притом делает через него (т. е.
человека), а не Сам по Себе. ф
108. Ибо мы не были бы избавлены и через самого
единого Ходатая Бога и человеков, Человека Иисуса Христа
(I Тим. II, 5), если бы Он не был и Богом. Когда сотворен
был Адам, именно человеком совершенным, Ходатая не
нужно было. Когда же грехи далеко удалили от Бога род
человеческий, мы должны были соединиться с Богом даже
до воскресения плоти в вечную жизнь через Ходатая,
Который один только родился без греха, жил и был
умерщвлен для того, чтобы через унижение Бога обнаружить
и уврачевать человеческую гордость, и чтобы показать
человеку, как далеко он отступил от Бога, когда снова
призывался воплотившимся Богом, и чтобы представить
пример послушания непокорному человеку через Человека
Бога, и чтобы с принятием Единородным образа раба, не
заслужившего прежде ничего, открылся источник благодати
и в Самом Искупителе было бы предуказано, обещанное
искупленным, воскресение плоти, чтобы дьявол был побеж-
ден через ту самую природу, обманув которую он радовался;
и однако, чтобы человек не хвалился, да не возродилась
бы в нем гордость или что иное, если может быть замечено
или сказано более способными о таковом великом таинстве
Ходатая, или только — замечено, а выражено и быть не
может.
109. В течение времени, которое лежит между смертью
человека и последним воскресением, души содержатся в
некоторых сокровенных местах, смотря по тому, чего
каждая из них достойна: или в покое, или в тяготах —
соответственно тому, чего заслуживают они, живя в теле.
110. И не следует отрицать, что души почивших получают
облегчение по любви остающихся в живых родственников,
когда за них приносится жертва Ходатая или совершаются
милостыни в церкви. Но эти жертвы и милостыни приносят
пользу тем, которые при жизни заслужили того, чтобы
66