Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А, возможно, "в начале" сказано потому, что то было
первым творением? Но разве в ряду творений небо и
земля могут быть названы первыми, если первоначально
были созданы ангелы и все разумные силы? Ведь и ангелов
мы должны считать сотворенными Богом, как о том
говорится в псалме, где (наряду с другим сотворенным)
упоминаются и ангелы, которым также сказано: "Да хвалят
имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились" (Пс. CXLVIII,
2, 5). Но если первоначально сотворены ангелы, то можно
спросить: сотворены ли они во времени, прежде времени
или вместе со временем? Если первое, то значит время,
которое также есть тварь, сотворено до ангелов; если
последнее, то ложны мнения тех, которые утверждают,
что время началось вместе с небом и землей.
Если же ангелы созданы раньше времени, то надобно
спросить, как это согласуется с дальнейшими словами: "И
сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для
отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и
дней, и годов"? Из этих слов явствует, что время началось
тогда, когда небо и небесные светила начали двигаться
по определенному им пути; а если так, то как же могли
быть дни раньше, чем началось время, которое получило
начало от движения светил, созданных, как сказано, в
день четвертый? Или, быть может, упоминание о тех днях
введено из снисхождения к человеческой слабости, сооб-
разно с законами повествования, дабы простою речью дать
людям представление о возвышенных предметах, ибо и
сама речь повествователя не может обходиться без начала,
середины и конца? Или же упоминание о светилах сделано
затем, чтобы в связи с ними обозначить то время, которое
измеряется преемственностью телесных движений? Ведь
мы определяем время именно так: через движение тел.
Но если так, то нужно спросить: а может ли быть время
вне движения тел? В движении, например, бестелесной
твари, каковой является душа или ум, который, несомненно,
при мышлении движется, и в этом движении одного
достигает раньше, а другого — позже, а "раньше" и
"позже" немыслимо вне представления о времени.
677