Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава II
Согласно с этой верою и нужно смотреть на то, что
в книге (Бытия) может подлежать испытанию и иссле-
дованию. Толкователями Писания рекомендуются четыре
способа изъяснения Закона, названия которых могут быть
приведены по-гречески, а определены и разъяснены по-
латыни. Они суть таковы: исторический, аллегорический,
аналогический и этиологический. Исторический — это
когда припоминается какое-либо божественное или чело-
веческое действие; аллегорический, когда изречения пони-
маются иносказательно; аналогический, когда указывается
согласие Ветхого и Нового Заветов; этиологический, когда
приводятся причины слов и действий.
Глава III
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. I, 1).
Итак, эти слова можно рассматривать со следующих сторон:
надобно ли понимать их только в смысле историческом,
или же они означают что-либо и иносказательно, насколько,
далее, они согласны с Евангелием и почему книга (Бытия)
начинается именно с этих слов. В историческом смысле
возможен вопрос, что значит "в начале": в начале ли
времени, или в Начале, т. е. в самой Премудрости Божией,
ибо Сын Божий, когда Его спросили, кто Он, ответил:
"От начала Сущий" (Иоан. VIII, 25). Ведь есть Начало
безначальное, и есть Начало от другого Начала. Начало
безначальное — один только Отец, почему мы и веруем,
что все (произошло) от одного Начала. Сын же есть
Начало в том смысле, что Он от Отца. Даже и первая
разумная тварь может быть названа началом того, чему в
творении Божием она служит главою. В самом деле, так
как начало также называется главою, то апостол и говорит:
"Всякому мужу глава Христос, всякой жене — муж, а
Христу глава — Бог" (I Кор. XI, 3): таким образом тварь
подчинена Творцу.
676