Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/677"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
С другой стороны, все, созданное Богом, "хорошо";
зло же, таким образом, не есть нечто сущее, но все, что
мы называем злом — это или грех, или наказание за
грех. Да и сам грех есть не что иное, как только порочная
склонность нашей свободной воли, когда мы склоняемся
к тому, что воспрещает праведность, и воздержаться от
чего — дело нашего свободного выбора; таким образом,
грех заключается не в самих вещах, а в незаконном
пользовании ими. Законное же пользование вещами состоит
в том, чтобы душа пребывала в законе Божием и с
полнейшею любовью подчинена была одному только Богу,
а всем прочим, что подчинено уже ей, управляла без
страсти и похоти, т. е. по заповеди Божьей, ибо в этом
случае она будет управлять без затруднений и злополучий,
с величайшею легкостью и блаженством.
То же бедственное состояние, когда душа терзается
непокорными ей тварями и сама, в свою очередь, не
покоряется Богу, и есть наказание за грех, ибо когда она
была покорна Богу, тогда покорялась ей и тварь. Выходит,
огонь сам по себе не есть зло, поскольку он — творение
Божие, но он жжет наше немощное существо вследствие
греха. Те грехи, которые мы совершаем пред милосердием
Божиим необходимо, после того, как из-за греха свободной
воли впали в нынешнее свое состояние, называются естес-
твенными грехами.
Но человек обновлен через Иисуса Христа, Господа
нашего, когда Сама неизреченная и непреложная Премуд-
рость Божия благоволила воспринять полного и совершен-
ного человека; Он родился от Духа Святого и Девы Марии,
был распят, погребен, воскрес и вознесся на небо. Все
это уже свершилось; теперь же Ему надлежит прийти в
конце веков, чтобы судить живых и мертвых и воскресить
во плоти. Верующим во Христа дан Дух Святой. Им
основана матерь-церковь, называемая католической (все-
ленской) потому, что совершенна в целокупной общности
своих членов, не заключена ни в одном из них и рас-
пространена по всему миру. Кающимся отпускаются все
прежние грехи и обещается вечная жизнь и царство
небесное.
675