Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
настолько сосредоточенным и углубленным, отрешенным
и очищенным от всех телесных чувств, что все там сущее,
саму субстанцию Божию и Слово Божие, Которым сот-
ворено все, в любви Духа Святого он может неизреченным
» образом видеть и слышать: то допустимо думать, что
именно сюда и был восхищен апостол и здесь же находится
и наилучший из всех рай, если так можно выразиться,
рай раев. Ибо если добродетельной душе радость откры-
вается во всякой доброй твари, то что может быть для
нее выше той радости, которая заключается в Слове
Божием, Которым сотворено все?
Глава XXXV
А если кого-либо интересует вопрос, какая надобность
для умерших принимать на себя свои тела в воскресении,
если для них возможно высшее блаженство и без тел, то
хотя вопрос этот в силу своей трудности и не может быть
достаточно раскрыт в настоящей речи, однако ни в коем
случае не следует сомневаться, что ум человека, отрешенный
от плотских чувств и после смерти сложивший с себя
самую плоть, даже перейдя за черту подобий телесному
не может видеть непреложную Субстанцию так, как видят
ее святые Ангелы, по иной ли более сокровенной причине,
или потому, что ему присуще некоторое естественное
желание управлять телом, каковое желание до известной
степени мешает ему с полным напряжением проходить к
высшему небу, доколе он не будет соединен с телом,
управление коим даст удовлетворение этому желанию. Но
если это тело таково, что управлять им трудно и тяжело,
как наше настоящее тело, которое, получая свое бытие
от преступного начала, повреждается и обременяет душу,
то тем более ум будет отвращаться от созерцания этого
неба; ему необходимо отрешиться от чувств плоти, чтобы
получить указание, как может достигать он зрения неба.
Вот почему, когда ум наш получит тело не душевное, а
вследствие будущего изменения, духовное, то, став равным
с ангелами, он достигнет полного равновесия своей при-
22 Зак. 3645
671