Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/672"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
паче тому, что по множеству болезней в сердце ее утешения
Божий веселят душу ее (Пс. XCIII, 19). Не тем ли скорее
можно назвать раем лоно Авраамово, где нет уже никаких
испытаний и где наступает покой после всех скорбей
настоящей жизни? Есть там и свой особенный свет, свет
великий, в котором богач, хотя он и пребывал во тьме
ада и, конечно, находился весьма далеко, ибо его отделяла
от этого света великая пропасть, увидел и разглядел нищего.
Если все это так, то потому, как думают, ад находится
под землей, что именно так представляется он нашему
духу по указанию подобий телесных вещей: души умерших,
достойные ада, грешили плотской любовью, а потому,
руководствуясь подобием телесному, они и ад представляют
тем же, что присуще самой мертвой плоти, т. е. нисхож-
дением под землю. Затем, по-латыни преисподняя назы-
вается так потому, что находится внизу; отсюда, как по
отношению к телам, если держаться порядка их тяжести,
ниже лежат те, которые тяжелее, так и по отношению к
духу ниже те, которые более удручены печалью. Поэтому
и на греческом языке слово, которым называется ад (аид),
происходит, как утверждают, от того, что не имеет ничего
приятного. Однако, Спаситель наш, за нас умерший, не
погнушался посетить и эту область, дабы освободить оттуда
тех, которые, как Он не мог не знать, должны были быть
спасены по божественному и сокровенному правосудию.
Поэтому душе разбойника, которому было сказано, что
он в тот же день будет с Ним в раю, Он предуготовил
не ад, где происходят наказания грешников, а или покой
на лоне Авраама, ибо Христос — всюду, так как Он —
сама Премудрость Божия, или рай на третьем небе, или
где-нибудь в другом месте, куда после третьего неба был
восхищен апостол, если, впрочем, это — не одно и то
же, только названное различными именами место, где
находятся души блаженных.
Итак, если под первым небом разуметь все то телесное,
что только находится выше воды и земли, а под вторым
— то, что созерцается духом в телесном подобии, как и
то небо, откуда спускалась к Петру полная животных
корзина, наконец, под третьим — то, что зрится умом
670