Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Даже слова, сказанные Иаковом сыновьям: "С печалию
сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. XXXVII, 35)
сказаны им, мне кажется, скорее из боязни, как бы не
впасть ему в такую чрезмерную печаль, чтобы отойти не
* в покой блаженных, а в муки грешных. Ибо печаль
представляет собою немалое зло для души, если и апостол
с такою великой заботой опасался за некоего, "дабы он
не был поглощен чрезмерною печалью" (II Кор. II, 7).
Но, как замечено выше, я не нашел и доселе еще ищу,
но не встречаю случая, чтобы каноническое Писание
употребило где-нибудь слово "ад" в хорошем смысле; не
знаю, слыхал ли кто-нибудь, чтобы лоно Авраамово и тот
покой, куда отнесен был ангелами нищий, надобно было
понимать как нечто дурное, а потому и не понимаю, как
можно думать, что этот покой находится в аду.
Глава XXXIV
Но пока мы это ищем, а найдем ли — не знаем,
книга наша настолько затянулась, что уже пора ее как-то
закончить. Поэтому, так как мы завели речь о рае по
поводу слов апостола, что он знает человека, восхищенного
до третьего неба, но не знает, в теле ли, или вне тела
он был восхищен, и так как человек тот восхищен был
в рай и слышал там "неизреченные слова", то (на основании
только этих слов апостола) мы не беремся утверждать,
находится ли рай на третьем небе, или же человек тот
восхищен был на третье небо, а уже потом оттуда — в
рай. Ибо если раем называется в собственном смысле
тенистое место, а в переносном — духовная страна, где
душа благополучна, то раем будет не только великое и
прекрасное третье небо, что бы оно само по себе ни
значило, но и некоторая радость в самом человеке, про-
истекающая от чистой совести.
Поэтому и Церковь святых, живущих умеренно, праведно
и благочестиво, справедливо называется раем, исполненным
благословений и чистых удовольствий, ибо и в самих
скорбях своих она прославляется терпением, радуясь наи-
669