Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сомневались относительно сущности ада, который прини-
мает души умерших после этой жизни. Между тем, уместно
спросить, почему говорят, что ад находится под землей,
если он не представляет собою телесного места, или почему
он называется преисподней, если нет его под землей.
Должен признаться, что не только думаю, но и поло-
жительно знаю, что душа бестелесна; однако, если кто
сможет отрицать, что душа имеет подобие тела и всех
телесных чувств, тот сможет отрицать и то, что душа во
сне видит, или ходит, или сидит, или туда и сюда движется
и переносится посредством хождения или летания, чего
не может происходить без некоторого подобия тела. А
если это подобие она носит на себе и в аду, то и он не
телесен, а подобен телу, а равно и сама она, мне кажется,
находится не в телесных, а в подобных телесным местах,
в покое ли, или скорбях.
Сознаюсь, впрочем, я не знаю такого случая, чтобы
место, где почиют души праведников, называлось адом.
Правда, и душа Христа сходила до самых тех мест, в
которых грешники претерпевают муки (Деян. II, 24), чтобы
освободить от этих мук тех, спасти которых, как мы
веруем, судил Он по Своей, сокрытой для нас, правде.
Но я не знаю, как иначе понимать изречение: "Бог
превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы
пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,
земных и преисподних" (Филип. II, 9, 10), если не так,
что Он властию Своею разрешил скорби некоторых в аду,
но Сам по сей же власти не мог подлежать этим скорбям.
Этим скорбям не подлежали также Авраам и оный на
лоне его, т. е. в тайне его покоя, бедняк, между покоем
которых и адскими муками, как читаем, "пропасть вели-
кая"; и не сказано, чтобы они были в аду, но сказано:
"Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово;
умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках,
он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на
лоне его...", и проч. (Лук. XVI, 22, 23). Отсюда видно,
что упоминание об аде сделано в приложении не к покою
нищего, а к наказанию богатого.
668