Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дати, которую, если бы не согрешила, получила бы по
заслуге; хотя без благодати и тогда не могло быть никакой
заслуги. Потому что, хотя в основе греха лежала одна
только свободная воля, однако для сохранения праведности
свободной воли было недостаточно, если бы постоянным
участием в добре не подавалась божественная помощь.
Ибо, хотя умереть человек властен всегда, когда захочет,
так как нет никого, кто бы не мог сам себя умертвить,
но для сохранения жизни одной только воли недостаточно;
так человек в раю способен был, оставив праведность,
добровольно умертвить себя, для сохранения же праведной
жизни одного желания его было мало, если бы не помогал
Тот, Кто сотворил его. Но после падения милость Божия
имеет большее значение, так как должна быть освобождена
от рабства и сама воля, над которой со смертью властвует
грех. И конечно освобождается она не сама по себе, но
только при помощи благодати Божией, основанной на
вере во Христа; так что от Господа уготовляется, как
написано, сама воля (Притч. VIII, 35), которая могла бы
получать прочие дары Божие, а через эти дары можно
было бы приходить к вечному духу.
107. Отсюда и саму вечную жизнь, которая действительно
есть награда за добрые дела, апостол называет даром
Божиим: ''ибо воздаяние, — говорит, — за грех — смерть,
а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе
нашем" (Рим. VI, 23). Жалование за военную службу
платится как должное, а не дается даром; поэтому и
сказал: "воздаяние за грех — смерть", чтобы показать,
что смерть определена за грех не незаслуженно, но как
нечто должное, Дар же, если не даром, уже не есть дар.
Следовательно, и сами добрые заслуги человека нужно
считать дарами Божиими; и когда за них воздается вечная
жизнь, что иное воздается, как не благодать (Иоан. I,
16)? Следовательно, человек создан совершенным так, что
оставаться в этом совершенстве мог не без Божественной
помощи, а извратить себя мог по собственному желанию.
Что бы он ни избрал из этого, исполнилась бы воля
Божия. Поэтому и в том, что он более пожелал поступить
по своей воле, чем по воле Божией, в нем исполнилась
65